Определённый период в вознесенской газете «Новый город» можно было читать интересные исторические статьи. Среди них – публикации о Данииле Александровиче Герштенцвейге, подготовленные Сергеем Ольховиком.
"В некоторых книгах позапрошлого столетия, где авторы рассказывают о нашем городе, есть упоминания о памятнике генералу Герштенцвейгу, который находится у Триумфальных ворот. «Двух столбов», служивших въездом в город, уже давно нет, а вот мраморный па мятник, скорее напоминающий склеп в греческом стиле, сохранился. Он находится у дома №37 по ул. Карла Маркса и скрыт от прохожих кустами смородины. Около двух столетий тому назад в этом района было кладбище. Сейчас район застроен домами, захоронения давным-давно исчезли. Остался только этот величественный памятник. За прошедшие 170 лет мрамор лишь потемнел, а надпись на нём уже в советское время спрятали под слоем штукатурки. Чем же не угодил генерал, если партийные идеологи решили навсегда вычеркнуть из памяти вознесенцев его фамилию?
Похороненный в августе 1848 года в нашем городе генерал от артиллерии Даниил Александрович Герштенцвейг-Енчминский - потомок известного польского дворянского рода немецкого происхождения. Все мужчины этого рода, начиная с XVI века, состояли на воинской службе. За заслуги перед Отечеством, в начале XX века род Герштенцвейгов был внесен в VI часть родословной книги Ковенской губернии (Ковно – ныне Каунас, Литва - авт.).
Даниил Герштенцвейг родился 1790 году в семье офицера польской армии. В 15-летнем возрасте поступил юнкером в гвардейский артиллерийский батальон и принял участие в первом походе против Наполеона. Произведённый в 1807 г. в подпоручики в Московскую артбригаду, он участвовал в походе против Австрии 1809 г. и в Отечественной войне 1812 г. За отличие в сражениях с французами при Смоленске, Бородине и Малоярославце (здесь он был ранен и контужен, но остался в строю) был награжден орденами святой Анны 3 ст. и святого Владимира 4 ст. с бантом и чином поручика.
Во время заграничных походов 1813-1814 годов Даниил Герштенцвейг участвовал в семи крупных сражениях, особо проявив себя в битве при Фер-Шампенуазе, за что получил золотую саблю и один из высших прусских орденов «За заслуги». Он завоевал авторитет как командир образцовой батареи гвардейской конной артиллерии и в 26 лет стал полковником, а в 36 - произведен в генерал-майоры.
В ноябре 1830 г. Герштенцвейг был назначен дежурным генералом главного штаба цесаревича Константина Павловича, наместника российского императора в Польше. Даниил Александрович был женат на дочери польского генерала Мадалинского, сподвижника Тадеуша Костюшко, но это не помешало ему в ходе Польской кампании 1831 г. активно громить противника в Гроховском сражении. В бое при м. Рационж он был ранен в шею, но снова-таки остался в строю, командуя артиллерией. За мужество и храбрость Герштенцвейг получил несколько орденов, в том числе св. Георгия 3 ст., а 10 июня 1831 г. – чин генерал-лейтенанта.
После Польской кампании он был назначен начальником артиллерии отдельного гвардейского корпуса,, а в 1835 году – командиром сводного кавалерийского корпуса.
Именно с этого времени Д.А. Герштенцвейг почти постоянно находится в Вознесенске, управляя военными поселениями. Перед вознесенскими военными маневрами 1837 года, на вторых присутствовал император Николай I, благодаря трудам Даниила Александровича, наш город преображался на глазах. Именно по его указаниям разбивались парки и сады, загородные рощи, обсаживались деревьями и кустарниками улицы. «С 1835 г. тысяча рук употреблены были и целые тысячи дерев были пересажены на совершенно оголенные поля и вдоль главнейших улиц города. Деревья принялись, и Вознесенск к 1837 году, как бы волшебным мановением, оделся роскошною зеленью парков и аллей» (из «Записок Императорского общества сельского хозяйства южной России», 1842 г.). Увлекшись лесоразведением и садоводством, по его команде скрупулезно подбирались и привозились в Вознесенск породы деревьев, которые быстро могли бы здесь прижиться. Кроме того, он показал себя грамотным инженером. Ни одно здание в нашем городе тогда не было построено без его деятельного участия.
Он принадлежал к числу образованнейших боевых генералов своего времени. Был противником телесных наказаний в армии и никогда не занимался мелочными служебными требованиями. «Битьем не выучишь, а испортишь» – часто говорил он своим подчиненным.
В 1848 г. Д.А. Герштенцвейгу было поручено командование 6-ю дивизиями, которые были введены в автономные турецкие провинции - Молдавия и Валахия для подавления возникших беспорядков. Однако Даниил Александрович, очевидно, по объективным причинам, не успел быстро перебросить подчиненные ему войска через р. Прут. Время было упущено, избранное мятежниками «княжеское правление» в Валахии заявило об отмене российского протектората.
Это известие и обвинение в задержке переправы войск привели генерала в тяжелое душевное состояние. Он просит об увольнении с должности командира корпуса. Оно не принимается.
Получив отпуск, Даниил Александрович отравился в Россию. Он всё время страдает от чувства неисполненного воинского долга и от того, что вышел из доверия глубоко почитаемого им царя. Находясь в карантинной обсервации по случаю эпидемии холеры в местечке Леово (ныне Вулканештский район, Молдова - авт.) 14 августа 1848 г. генерал застрелился.
Боевые товарищи перевезли забальзамированное тело в Вознесенск, где и похоронили недалеко от Триумфальных ворот, которые также строились под его руководством."
Немає коментарів:
Дописати коментар